Москва, Пр. 60-летия Октября, 10 А, оф. 1114  Контакты

Пресс-релизы

Мероприятия ОКЮР, фотогалереи

Юристы и бизнес о роли юридической функции в компании

Из советников в бизнес-партнеры

 
Генеральный партнер:
Партнер:

15 октября 2009 г., 9:00-15:00
 

15 октября 2009 г. в Москве, в зале «Библиотека» гостиницы Балчуг Объединение Корпоративных Юристов совместно с Торгово-промышленной палатой РФ при поддержке юридических фирм CMS и Пепеляев, Гольцблат и партнеры провело первую конференцию из цикла мероприятий посвященных построению и управлению юридической службой в корпорации. Цель проекта - обобщение лучших примеров построения юридической функции и обмен опытом с бизнес-лидерами крупнейших компаний с целью дальнейшего совершенствования и повышения эффективности взаимодействия бизнеса и корпоративных юристов. Представители менеджмента высшего звена и руководители юридических департаментов крупнейших российских и международных компаний, таких как МТС, Филип Моррис, Банк Сосьете Женераль Восток, Интерпромбанк, Дейче Банк, Алроса, Джонсон и Джонсон, Амвэй, Алкатель Лусент, Бинбанк, Ред Булл, Балтика, Русдрагмет, Еврохим, Русский Алкоголь, Дельта Кредит, КЭС, Детский Мир, Эфес, Совлинк, Рамблер, Русский Стандарт, Проф-медиа менеджмент, Корпорация Иркут, Интерпромбанк, Атомпредметзолото, Леруа Мерлен Восток, Нестле, Объединенная Авиостроительная Корпорация, ГК Росатом, Кока-кола и др., сопоставили свои взгляды на ключевые вопросы взаимодействия бизнеса и юристов.


Посмотреть презентации докладчиков >>

(только для членов ОКЮР)

Статья о мероприятии («Юридический бизнес» №10-11, 2009)


Со вступительным словом к собравшимся обратилась Президент ОКЮР Александра Нестеренко. Она отметила, что будучи единственной в России организацией, объединяющей и представляющей интересы корпоративных юристов, ОКЮР планирует серию мероприятий, посвященных построению и управлению юридической службой в корпорации. В 2009-2010 г.г. в рамках вышеуказанного проекта ОКЮР планирует провести конференцию и мастер-классы, а также обеспечить публикацию статей в специализированных изданиях по вопросам эффективного управления юридической функцией в компании. «Цель Конференции – выявить и обобщить лучшие примеры построения юридической службы в компании», - отметила А.Нестеренко.

С приветственным словом к собравшимся обратился вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Исаков. Он отметил, что традиционно юридическое мышление сконцентрировано на теории и вопросах отраслевого законодательства, а практический уровень знания – слабое место. В связи с этим обмен опытом чрезвычайно важен, так как позволяет использовать наработки, интересные примеры юридических технологий крупных компаний, имеющих квалифицированные юридические службы, а также использовать опыт международных компаний, где есть возможность обмена интересными технологиями на глобальном уровне.

Работа конференции «Юристы и бизнес» проходила по трем сессиям. Первая сессия была посвящена практике определения роли юридической службы и ее построения в разных компаниях в различных индустриях. Участники конференции имели возможность ознакомиться с существующими концепциями работы юридических департаментов и задать вопросы их руководителям. В ходе второй сессии участники имели возможность узнать об ожиданиях бизнеса от своих юристов и понять, насколько отличается (если отличается) взгляд юристов на их роль в компании от понимания этой роли бизнесом. В ходе третьей, завершающей сессии, руководители юридических функций крупных российских и международных компаний поделились своим практическим опытом преодоления вышеуказанной разницы и продвижения юридической функции в компании.

Открыла работу первой сессии презентация «Роль юридической функции в транснациональной компании» Юлии Бондаренко, директора юридического департамента компании «Филип Моррис Сэйлз энд маркетинг». Докладчик отметила, что цель юридической службы в компании «Филип Моррис Сэйлз энд маркетинг» заключается прежде всего в том, чтобы «защищать интересы корпорации, оказывать первоклассный сервис в сфере правовых услуги на мировом уровне и при этом быть объективным». В компании «Филип Моррис Сэйлз энд маркетинг» все это достигается с помощью линейного подчинения юристов и контроля в тех сферах, где это необходимо. «Требования бизнеса к юристам возрастает. Нужно, чтобы юрист понимал бизнес», - подчеркнула Юлия Бондаренко.

Юрист должен работать на выполнение плана и ключевых показателей работы и при этом ориентироваться на результат. Сейчас в компании минимизирована рутинная юридическая работа, что дало возможность сконцентрироваться на тех видах работ, которые имеют наибольшую ценность для компании. Рассказала Юлия Бондаренко в своем выступлении и о роли стратегического планирования деятельности юридической функции, изменении состава юридической службы в зависимости от требований времени, а также о показателях эффективности юридической функции в компании.

Мысль о возрастающей роли юристов, высказанную Юлией Бондаренко, развил в своем выступлении Руслан Ибрагимов, вице-президент по корпоративным и правовым вопросам компании «МТС». Тема его презентации звучала как «Принципы построения правового департамента в крупной российской компании». Руслан Ибрагимов начал свое выступление с того, что рассказал о прошедшей в «МТС» масштабной реорганизации юридической функции, которая позволила повысить роль юридической функции в компании. Он же первым из выступавших озвучил мысль, которую затем поддержали большинство собравшихся, – это мысль об эволюции юридической службы в компании и возрастании ее роли, вследствие чего юристы начинают участвовать в принятии стратегических решений. Юридическая функция становится одной из ключевых функций, принимающих непосредственное решение в стратегической управлении. Все это влечет за собой повышение роли юристов в компании. По сути, в «МТС» на уровне управляющей функции уже создана комплексная система правовой безопасности.

В презентации руководителя юридического департамента «СТС Медиа» Фёдора Петрова было много общего с выступлением Руслан Ибрагимова. «Бизнес сам выбирает, какую роль юридический департамент будет играть в компании», - отметил Петров. По его словам, роль юридического функционала компании и степени влияния на ее деятельность определяется бизнес-стратегией самой организации. В соответствии с этим, юридическая служба может выполнять как сервисную, так и стратегическую функции. Исходя из этого, этапы развития компании напрямую воздействуют на юридическую функцию. Именно поэтому для правильного понимания роли юристов необходимо четко представлять стратегию самой компании.

В ходе подведения итогов первой сессии директор по правовым вопросам ОАО «Пивоваренная компания Балтика» Антон Рогачевский поддержал точку зрения Руслана Ибрагимова и Фёдора Петрова на эволюцию юридической функции в компании от сервисной до стратегической и отметил актуальность развёрнутой на конференции дискуссии. Дмитрий Тимофеев, директор юридического департамента «Росинтер Ресторантс», согласился с коллегами и высказал мнение, том, что именно бизнес определяет, в каком виде и для чего им нужен юридический департамент. «Бизнес хочет, чтобы юрист был рядом в принятии решений, активно участвовал в переговорах», - сказал в ходе обсуждения Эльварди Стафилов, вице-президент по корпоративному управлению «ТНК-ВР». По словам Э.Стафилова, бизнесу нужны, прежде всего, внешние консультанты. Юрист в компании по сути дела отвечает за все, и его роль в компании связана с сервисом, поддержкой и контролем.

Слово бизнесу организаторы предоставили во второй сессии. Александра Матвеева, менеджер по профессиональному образованию компании «Джонсон&Джонсон» и Наталья Тотахеваге, руководитель юридического отдела «Джонсон&Джонсон» посвятили свою презентацию диалогу между бизнесом и юридическим департаментом в контексте международного опыта и российских реалий. В своем выступлении они выразили несогласие с предыдущими ораторами и обратили внимание на ключевую роль самого юриста. Представители компании «Джонсон&Джонсон» отметили разницу в стиле мышления юриста – он может быть как консультативный и стратегический. «Идет превращение юриста из договорника в стратегического консультанта», - резюмировали выступающие.

Константин Олефир, начальник юридического отдела, директор «Дейче Банка», представлял одновременно точку зрения юристов и бизнеса. Он согласился с представителями компании «Джонсон&Джонсон» в том, что в понимании роли и функции юриста очевиден уход от консультирования в сферу ведения бизнеса. По словам директора «Дейче Банка», российская правовая школа страдает академизмом. В своем выступлении Константин Олефир обозначил также ключевые требования бизнеса к юристу, а именно: умение предлагать решения, использовать знания на практике, знание арбитражной и судебной практики, практические навыки моделирования сделки и оценки вероятности наступления рисков, а также личные навыки – умение донести мысль до клиента, быть гибким. «Хороший юрист - это тот, кто доказал свою эффективность», - уверен Олефир. При этом он подчеркнул, что бизнес зачастую часто не дотягивает до уровня знаний и практической подготовленности юриста.

Говоря о роли юриста в корпорации Максим Бунякин, заместитель директора департамента корпоративного управления и развития ГК «Роснанотех», отметил: «мало быть просто хорошим юристом, нужно быть юристом-менеджером, способным принимать стратегические решения в интересах компании».

Кирилл Ратников, партнёр международной юридической фирмы «СMS», представлял на конференции внешних юристов. В своем выступлении он выделил общие черты внутренних и внешних консультантов - это высокое качество работы, знание бизнеса, соблюдение сроков исполнения работы, доступность консультанта. «Оценка работы внешних юристов и корпоративных юристов происходит одинаково. Критерий оценки в данном случае – прибыльность», - сказал Ратников. Он согласился с предложенной коллегами эволюцией функции юридической функции в компании и подчеркнул, что руководитель юридической службы должен являться активным участником в процессе принятия решений. «Юрист сегодня – это, прежде всего, менеджер. Идет формирование сервисного подхода юридической службы к делам клиента», - отметил партнёр международной юридической фирмы СMS. Он также обратил внимание на постепенную трансформацию юридической службы в предпринимательское русло.

Любопытную точку зрения высказал в ходе обсуждения итогов второй сессии управляющий партнер юридической фирмы «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергей Пепеляев: причина разногласий между бизнесом и юристами заключается в ментальности. «Бизнес, как правило, ориентирован на реформы, на ломку старого, юристы же – люди нормативного мышления, стремящиеся к поддержке сложившейся ситуации».

Александр Беленький, исполнительный директор «ИКАНО Финанс», в своем выступлении выделил качества юриста, столь ценные для бизнеса - креативность, умение реально оценивать риски, быстрота реакции, функциональность. «Хороший юрист никогда не скажет «нет», - уверен А.Беленький. «Его выгодно отличают высокий уровень сервиса и высокий уровень правовой культуры». С ним согласилась Элизабет Мессуд, директор по правовым вопросам «Нестле». По ее словам, именно уровень сервиса, культура сервиса, предоставляемого юридической функцией, – показатель развития компании.

Третья сессия была представлена презентацией Анастасии Шкариной, руководителя юридической службы Группы Компаний «EFES» в России. По мнению Шкариной, юрист должен стремиться к пониманию бизнеса компании, в которой он работает. «Юридическая служба должна быть интегрирована в культуру и образ мышления компании и должна постоянно увеличивать свой вклад в бизнес Компании». Немаловажным по мысли руководителя юридической службы Группы Компаний «EFES» в России является и то, что юридическая служба должна говорить о своем вкладе в бизнес. При этом важно понимать, где проходит граница интеграции юридической службы в бизнес. «Именно понимание этого – основа базовых ценностей юридической службы», - отметила А.Шкарина.

Все, без исключения участники конференции, сошлись на том, что у юристов и бизнеса должны быть общие цели; важно понимание друг друга и движение в общем направлении. Бизнес очень разный. Вместе с тем, очевидно одно - роль юридического департамента в компаниях возрастает, наряду с этим повышаются и требования к качеству услуг. Сегодня уже мало быть просто хорошим юристом. Нужно быть юристом-менеджером, способным принимать стратегические решения в интересах компании.


Подготовила О. Кочеткова


Информационные партнеры:




По вопросам информационного партнерства обращайтесь:
Ольга Кочеткова, тел.: (495) 542 44 44 доб. 16-90.
менеджер по маркетингу и PR ОКЮР, моб.: (8-985) 970-03-23.


Комментарии участников:

— Удивительно интересное мероприятие! (Крец В., главный редактор журнала «Юридический бизнес»).

— Отличная форма: доклады и обсуждение. Очень высокий уровень выступающих. (Лушечкина М., заместитель главного редактора журнала «Корпоративный юрист»).

— Очень насыщенное и информативное мероприятие. (Подшибякин А., руководитель юридического департамента компании «Inditex»).

— Хотелось бы получить презентации выступающих. (Цуканова Ю., директор юридического департамента ОАО «Детский мир»).

— Очень полезная конференция. (Фоминых О., руководитель юридической службы по подразделению Россия, Украина, Беларусь компании «Кока-кола»).

— Комфортный формат общения. (Сиднев В., начальник юридического управления компании «Еврохим»).

— Спасибо ОКЮР и отдельно Александре Нестеренко. (Корзина М., начальник юридического департамента «Интерпромбанк»).

— Хотелось бы сидеть не затылком в затылок, а смотреть в лица. (Колесова Е., директор юридического департамента «БинБанк»).

— Отличное мероприятие очень полезно, необходимо продолжение. (Антонова У., директор по правовым вопросам компании «Рамблер»).

— Очень интересное и полезное мероприятие. (Логинова Н., и. о. руководителя юридической службы по подразделению Россия компании «Кока-кола»).

— Александра, спасибо за отличную конференцию! (Фоминых О., руководитель юридической службы по подразделению Россия, Украина, Беларусь компании «Кока-кола»).


Фотогалерея события