Разделы сайта

Нестеренко Александра

<< Предыдущая статья | Следующая статья >>

1 февраля 2013 | 23:27

КАК ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ В ИНТЕРНЕТЕ?

Таким простым вопросом начну свой рассказ о мастер-классе ОКЮР «Охрана интеллектуальной собственности в Интернете», прошедший 31 января с.г.

Мастер класс состоит из двух частей. Первый день был посвящён использованию интеллектуальной собственности в Интернете, второй день состоится 8-го февраля и будет, уверена, не менее увлекательным. На нём речь пойдёт об особенностях правового режима программ для ЭВМ и баз данных.

Слово «увлекательный», пришедшее мне в голову, отражает суть и поэзию события, происходившего на мастер классе Виталия Калятина и Антона Серго.

Почему поэзию, спросите вы?

Во-первых, спикерами выступили две яркие личности - эксперты в одной из наиболее востребованных отраслей - интеллектуальной собственности - готовые поделиться своими знаниями и опытом. Во-вторых, собрались жаждущие знаний участники - юристы компаний Нестле, Мэри Кей, СТС Медиа, ТНК – BP, Хедхантер, Газпром нефть, Вымпелком, Кира Пластинина и др. - специализирующиеся в этой сфере. Всё действо немного напоминало театр, когда зрители приходят «на» любимых артистов и одухотворённые, наполненные глубокими мыслями, расходятся после спектакля.

Что же услышали благодарные зрители - участники на этот раз?

В. Калятин начал с вопроса, а применяется ли гражданское право к сфере Интернет? И если да, то насколько? Оказывается, применяется, и если даже ГК не даёт прямого ответа, то ответ на вопросы всегда может быть найден. И этому помогает правоприменение. Был приведён пример института «обязательство по спасению социалистической собственности», появившегося в советское время сперва в судебной практике, а потом вошедшего в законодательство.

Сложности, с которыми сталкиваются « потерпевшие» в Интернете: как установить нарушителя, каковы масштабы его деятельности, на кого распространяются предложения, размещённые в Интернете ( пределы действия), как остановить незаконную деятельность и, наконец, как определить юрисдикцию, т.е. в какой суд обращаться: по месту нахождения сервера, по месту нахождения или деятельности ответчика, по месту причинения вреда?

А когда определимся с юрисдикцией, какое право применить? За каждым из этих вопросов стоит ещё десяток других, например, как определить место причинения вреда, ведь интеллектуальное право представляет собой набор прав, которые существуют в каждой стране и соответственно требуют охраны по режиму отдельной страны. Ещё сложнее обстоит дело с местом деятельности ответчика: на какие страны направлена его деятельность, и как защитить себя в этих странах от его незаконной деятельности. И как узаконить свой бизнес? Если мы собираемся продавать товар в Интернете, регистрировать ли товарный знак в каждой стране, в которой мы собираемся продавать?

Участники, представляющие разные компании, занимающиеся продажами/рекламой в интернете, поделились опытом: кто-то шёл похожим путём, кто-то – наиболее дорогостоящим, но и наиболее надёжным. А кто-то старался комбинировать: регистрировать как товарные знаки, так и домены в странах продаж. Такой обмен опытом бесценен.

Далее мы услышали теорию «минимальных» контактов», появившуюся в США в 1945 году, в соответствии с которой истец должен доказать, что ответчик сознательно направляет деятельность на ЕГО страну, а умысел подтверждается анонсированием, выбором языка и т.п. В Европе похожим образом используется критерий активных и пассивных продаж, применяемый в судебных делах с учётом требований сильного антимонопольного законодательства.

Для того, чтобы уменьшить риск обвинений в нарушении прав на товарный знак, важно правильно строить свой сайт и, по возможности, приобретать средства индивидуализации в той стране, в которой планируется деятельность.

Ответственность за незаконные действия: уголовная, административная, гражданско-правовая, в рамках служебных отношений. А вот кто её несёт, вот это вопрос.

В проекте ГК вводится новая статья 1253.1. Норма представляет собой компромисс между провайдерами и правообладателями, которые хотели возложить бОльшую ответственность друг на друга. В результате родился вариант, по которому ответственность несёт информационный посредник (интернет провайдер) при наличии вины, и освобождается от ответственности, если не знал и не должен был знать о размещении…. и в случае получения заявления правообладателя принял своевременны меры по устранению последствий.

В проекте ГК отражены новые правомочия пользователя в связи с его более активной ролью; подведён итог дискуссии по понятию Интернет сайта как особого объекта; в перечне ограничений исключительного права появилось использование в Интернете; библиотеке теперь могут оцифровывать произведения, НО использовать их только в помещении библиотеки. Антон Серго рассказал о хитрецах, которые выкладывают книги в интернете и при входе на сайт помещают анонс: «Добрый день, Вы находитесь в помещении библиотеки…..:)», якобы легализуя свою деятельность по размещению оцифрованных книг без согласия автора в Интернете.

Были освещены проблемы свободных лицензий и предлагаемые решения в проекте ГК. И Виталий, и Антон согласились, что «свободные лицензии» могут работать в России путём заключения односторонней сделки, содержащей «самоограничение» прав.

В Интернете используются и объекты промышленной собственности, при этом появляются и другие формы использования, такие как патентование способов обработки информации, методов ведения бизнеса и т.д.; патентование программного обеспечения; охрана элементов Интернет-сайта как промышленных образцов.

Дискуссия разогрелась во время обсуждения проблем использования конфиденциальной информации в Интернете. Море вопросов: размещение, сбор, передача, доступ. Как обеспечить конфиденциальность, когда любая попадающая в Интернет информация может быть доступна всем и каждому?

С нетерпением подошли к средствам индивидуализации - товарным знакам, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям. И доменам.

Что такое домен? Домен или доменное имя? Может ли существовать право? Для меня было открытием, что на домены не существует имущественного права; они не охраняется средствами IV части ГК; могут быть объектами обязательственных отношений; в случае конфликта домена с охраняемыми средствами индивидуализации, те будут иметь преимущество. После декабря 2009 года суды стали учитывать приоритет регистрации доменных имён, но практика всё же неоднозначна.

Вообще всё, что связано с доменами или доменными именами, вызывает наше жгучее любопытство как юристов и как интернет пользователей. Всё кажется необычным и новым, как слово «киберсквоттинг». Не все знают, что такое странное слово обозначает деятельность по регистрации доменного имени, схожего со средством индивидуализации другого лица с целью извлечения выгоды!

Наше любопытство было вознаграждено, когда Антон начал свою яркую презентацию по правовому регулированию доменных имён и их соотношению со средствами индивидуализации. Не могу не отметить, что Антон Серго – единственный и самый молодой доктор наук в России, защитивший диссертацию по доменным именам!

Антон рассказал о том, какие требования предъявляются при регистрации домена, и в каких случаях регистрация может быть отклонена.

О том, что исключительное право на товарный знак может быть осуществлено путём размещения товарного знака в доменном имени.

А как быть, когда у ответчика такой же товарный знак, но по другим классам охраны, или есть ли нарушение, когда домен не используется. ГК предусматривает общие (признание права, возмещение убытков и т.д.) и специальные способы защиты права. В качестве специальным санкции в соответствии со ст. 1515 ГК правообладатель вправе требовать по своему усмотрению вместо возмещения убытков выплату компенсации в размере от 10 000 до 5 млн. руб. по усмотрению суда (!).

Анализ нормы 1484 ГК показал её выгодность для добросовестных владельцев доменов и товарных знаков.

ВАС РФ в деле Mumm.ru отразил критерии недобросовестной конкуренции по Парижской Конвенции, которые совпадают с критериями Единой Политики Доменных Споров ВОИС (UDRP). С интересом выслушали положительную судебную практику по защите фирменных наименований.

Доменное имя как коммерческое обозначение, доменное имя и наименование некоммерческой организации, доменное имя и авторское право, доменное имя и деловая репутация - вот неполный перечень сфер вовлечения домена в оборот. И каждое сопоставление домена с иными средствами индивидуализации подкреплялось Антоном конкретным судебным делом, представляющим, порой, детективную историю.

История Единой Политики Разрешения Споров о доменных именах (UDRP) уходит своими корнями в 1994 год. «Арбитражные» центры существуют с 1999 года, самый последний – Чешский Арбитражный Суд создан в 2008 году.

Антон рассказал о предмете доказывания и доказательствах недобросовестностидобросовестности использования доменного имени в коммерческих целях. Достоинства и недостатки UDRP точно требуют отдельного рассмотрения, так как бизнес должен выбирать наиболее разумный с экономической точки зрения путь способ защиты нарушенного права. В России всего три дела рассматривалось с применением UDRP, и результат неоднозначный.

После четырёхчасового погружения в тему мы поняли, что лишь только прикоснулись к океану знаний по использованию интеллектуальной собственности в Интернете и решили вновь погрузиться в виртуальный мир правовых проблем в обозримом будущем.

А пока вернулись в наши реалии и от души аплодировали Виталию и Антону.

Подписаться на обновление блога автора


Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

 

©2009-2024, Объединение Корпоративных Юристов
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб

RSS
Контакты

Вход для членов ОКЮР, получить пароль
Вход для пользователей блогов