Разделы сайта

Нестеренко Александра

<< Предыдущая статья | Следующая статья >>

19 апреля 2015 | 22:25

ОФШОРИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ ДОСТИГЛА КРИТИЧЕСКОГО УРОВНЯ


Продолжая цикл «Бизнес и власть», мы решили обратиться к теме деофшоризации экономики и обсудить, как бизнесу действовать в рамках правового поля. Круглый стол организован с помощью юридической фирмы "Деловой фарватер" и лично управляющего партнёра Романа Терёхина, выступившего модератором дискуссии.

Нам посчастливилось со спикерами – людьми высочайшей квалификации и прикладной направленности.

Надежда Александровна Кузьмина, к.э.н., начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, сделала подробный доклад, прокомментировав Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)».

Н. Кузьмина пояснила, что налогообложение прибыли контролируемых иностранных компаний: применяется в среднем в странах BRICS – более 10 лет, странах ОЭСР – более 26 лет, странах G7 – более 36 лет. Налоговое резидентство для организаций применяется в международной практике более 50 лет. Понятие «Фактический получатель дохода» применяется в международной практике более 20 лет. Международный опыт включает и иные мероприятия с целью противодействия уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций.

Указанным законом введены новые понятия и обязанности для целей Налогового Кодекса РФ. Так, новыми понятиями стали:

• Контролируемая иностранная компания

• Иностранная структура без образования юридического лица

• Контролирующие лица

• Организация – налоговый резидент

• Фактический получатель дохода

А новыми обязанностями:

• Уведомление (в том числе физическими лицами) об участии в иностранных организациях, учреждении трастов, о КИК

• Декларирование прибыли КИК пропорционально доле участия.

Контролируемой иностранной компанией (КИК) признаётся иностранная организация (иная структура – траст, фонд) – нерезидент РФ, контролируемая российским резидентом), эффективная ставка налогообложения доходов которой не превышает 75% ставки налога на прибыль организаций в России.

Контролирующими лицами являются налоговые резиденты Российской Федерации.

Прибыль КИК не облагается при условии, что

• иностранная организация является некоммерческой или иной организацией, в соответствии со своим личным законом не распределяющей полученную прибыль (доход) между акционерами (участниками, учредителями);

• постоянным местонахождением иностранной организации является государство (территория), с которым имеется международной договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, за исключением государств (территорий) не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией, и:

• эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для такой иностранной организации, определяемая по итогам налогового периода, превышает 15 % (75 процентов налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в 20 %)

• доля пассивных доходов составляет не более 20 %;

• иностранная организация образована в соответствии с законодательством государства-члена Евразийского экономического союза

• она является «хорошим» трастом

Н.Кузьмина рассказала нам о планируемых изменениях в этом совсем новом законе. Цель изменений - освобождение активного бизнеса ( активных холдингов и субхолдингов), а заключаться они будут в распространении освобождения из-под налогообложения прибыли «активных» КИК компаний на другие страны.

Помимо этих изменений планируются и другие, цель которых уточнение признания КИК иностранных структур без образования юридического лица (трастов) с целью выявления действительных выгодоприобретателей трастов

Действующая редакция признаёт контролирующим лицом траста:

1) лицо при доле участия в трасте более 25% (10%);

2) лицо, которое осуществляет контроль над трастом.

Проблема заключается в следующем:

1) в отношении трастов неприменим критерий «доля участия» из-за их договорной, а не корпоративной природы;

2) осуществление контроля не всегда связано с получением дохода, и наоборот, в результате чего действующая конструкция не охватывает ситуации фактического получения дохода без учреждения или контроля траста;

3) необходимость ежегодного подтверждения безотзывного траста с целью необложения прибыли КИК, а также ежегодное уведомление о КИК – дублирование с нормой о декларировании учреждения траста.

Предлагается следующая редакция:

Контролирующим лицом траста признается:

1) учредитель траста, который сохраняет права на получение имущества траста после его учреждения, ликвидации (небезотзывный траст, недискреционный траст), а также имеет право на получение прибыли (дохода) и распоряжение ими, в том числе в силу личного закона траста

2) лицо, осуществляющее контроль над трастом и имеющее фактическое право на доход, в том числе в силу личного закона траста.

В отношении сроков предоставления уведомлений установлена переходные положения в отношении сроков представления уведомлений (с учётом изменений, внесенных ФЗ № 85-ФЗ от 06.04.2015.

• Положения НК РФ в отношении представления уведомлений об участии в иностранных организациях применяются с 15 июня 2015 года;

• Уведомление об участии в иностранных организациях, основание для представления которого возникло до 1 января 2015 года, представляется в срок не позднее 15 июня 2015 года по состоянию на 15 мая 2015 года;

• Уведомления не представляются, если в период с 1 января 2015 года по 14 июня 2015 года участие в иностранной организации прекращено или иностранная структура без образования юридического лица ликвидирована.

Законодатель установил ответственность за нарушение законодательства:

- Штраф в размере 20 % от суммы налога контролируемой иностранной компании, подлежащей включению в налоговую базу, но не менее 100 000 рублей:

при неуплате или неполной уплата налога контролирующим лицом, в результате невключения (включения не в полном объеме) в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании.

- Штраф в размере 100 000 рублей за:

неправомерное непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях;

непредставление налоговому органу сведений, необходимых для проведения налогового контроля, выразившееся в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями

- Штраф в размере 50 000 рублей за:

неправомерное непредставление уведомления об участии в иностранных организациях, представление недостоверных сведений в уведомлении об участии в иностранных организациях.

Законом введены переходные положения по применению налоговой и уголовной ответственности:

Налоговая ответственность подразумевает ответственность за налоговое правонарушение, связанное с неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании при вынесении решений о привлечении к налоговой ответственности. За налоговые периоды 2015 - 2017 годов не применяется; за налоговые периоды начиная с 2018 года применяются положения статьи 129.5 НК РФ.

Уголовная ответственность установлена за деяния, связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате невключения в налоговую базу в 2015 – 2017 годах прибыли контролируемой иностранной компании, уголовная ответственность не наступает, если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме.

Детально проанализировав понятие налогового резидента РФ, спикер уточнила, кто является фактическим получателем дохода, то есть лицо, которое лицо, которое имеет право пользоваться доходом, и отметила, что подход согласуется с практикой стран ОЭСР по установлению понятия «фактического получателя дохода» на национальном уровне.

В настоящее время безналоговый ввод активов в Россию при ликвидации иностранной компании производится до 1 января 2017 года. Однако для предоставления возможности ликвидации большему числу компаний и достижения более полной репатриации активов планируется изменение в части продления срока для случаев, когда процесс ликвидации компании не может быть завершен до 1 января 2017 г. по объективным причинам, а также необложение прироста капитала.

Также на очереди совершенствование процедуры взимания налога на имущество и взыскания задолженности по налогам и сборам с иностранных лиц, являющихся налогоплательщиками в отношении объектов недвижимого имущества на территории Российской Федерации, а именно получение налоговыми органами информации о фактических владельцах недвижимого имущества на территории России (прямо или косвенно владеющих более 5% имущества), если прямым владельцем является иностранная организация (при нераскрытии информации предусмотрена уплата налога на имущество организаций в 2-х кратном размере).

Выступление Надежды Александровны Кузьминой дополнил Николаев Дмитрий Владимирович, начальник отдела международного налогообложения Минфина России, напомнил слова Президента России о том, что бизнес может работать через офшоры, однако нужно платить налоги в России.

Д. Николаев уточнил, что выступает со своей личной позицией и отметил, что офшоры были, есть и будут.

Иногда работа в них вызвана геополитическими факторами, однако офшоризация российской экономики достигла критического уровня. Его выступление отличалось макроэкономическим анализом.

Эксперт полагает, что хотя иностранцы и стали возвращатьсья на российский фондовый рынок, но это ещё не инвестиционный рынок. Нужны долгосрочные инвестиции в российские технологии. Отток капитала в 2014 году составил 150 млрд рублей.

Д. Николаев сообщил, что Конвенция об административной помощи в налоговых делах вступила в силу в 60 странах, и Россия может требовать информацию от любой из этих стран. Однако в ряде стран, например, на Британских и Вирджинских островах подобная информация может предоставляться ТОЛЬКО по решению суда. Поэтому получение её будет затруднено.

В рамках FATCA странами «двадцатки», был одобрен Common Report of Standards, и Россия должна внедрить их с сентября 2018 года. В Берлине всего 53 государства согласились с внедрением этого стандарта. Через несколько лет может сложиться ситуация, когда налоговые органы будут иметь любую информацию о движении средств граждан своей страны.

Дмитрий Николаев отметил разные аспекты проходящей реформы, подчеркнув, что «ни одна революция не будет только шагом вперёд».

Выступление Шугаева Сергея Юрьевича, руководителя экспертной группы по разработке законодательства по деофшоризации Совета Федерации ФС РФ, хорошо дополнило доклады двух уважаемых спикеров.

С. Шугаев пояснил, что скрывает в себе закон о КИКах, предложив посмотреть на него с иной точки зрения.

Если до закона о КИКах применение офшорных схем было незаконным, то теперь бизнес может легализовать ряд своих схем; готовится амнистия капиталов, которая также позволит раскрыть определённые данные. Однако государство, по мнению эксперта, будет продолжать принимать меры по борьбе с офшорами, поскольку ведение деятельности в офшорах не выгодно для России.

Он рассказал о том, как накажут за уклонение от налогов с применением офшорных схем, трансфертного ценообразования и фирм-однодневок. Раскрыл готовящиеся изменения в статью 199 УК РФ и 173-1 УК РФ. С. Шугаев отметил, что действующим законодательством уже установлена ответственность за уклонение от уплаты налогов. Однако грядущие изменения уточнят положения закона в свете того, что «не надо использовать офшоры» с преступной целью.

Любопытно, что, по мнению эксперта, к деофшоризации он относится с равнодушием, основная задача, стоящая перед Федеральным Собранием – это пополнение бюджета для выплат зарплат и социальных выплат. Вот на что и должны быть направлены усилия законодателя.

С. Шугаев привёл пример Беларуси, где А. Лукашенко ввёл 15% оборотный налог на операции с офшорами. Это правильно решение, считает руководитель экспертной группы, и российское законодательство через 3-5 лет будет развиваться в этом же направлении.

Он перечислил и иные инициативы Федерального Собрания, направленные на сохранение и возврат российских денег из-за рубежа: дальнейшее развитие горизонтального мониторинга, проект о внесении изменений в ФЗ «О банке развития» и «О контрактной системе» и др.

В заключение мы обсудили конкретные примеры подлинной или мнимой деофшоризации и решили продолжить изучение этой темы, актуальной как для юристов - корпоративщиков, так и для налоговых юристов.

Благодарю Романа Терёхина за помощь в организации полезного для членов ОКЮР разговора!

Подписаться на обновление блога автора








Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

 

©2009-2024, Объединение Корпоративных Юристов
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб

RSS
Контакты

Вход для членов ОКЮР, получить пароль
Вход для пользователей блогов