Разделы сайта

Нестеренко Александра

<< Предыдущая статья | Следующая статья >>

11 марта 2015 | 22:28

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ АДВОКАТСКОЙ МОНОПОЛИИ: ДИСКУССИЯ ЮРИСТОВ КОРПОРАЦИЙ И АДВОКАТОВ


Сегодня в Федеральной Палате Адвокатов по инициативе Президента ФПА России Юрия Пилипенко собрались главные юристы крупных корпораций и руководители региональных адвокатских палат, а также члены Совета Федерации, представитель ГПУ Президента для обсуждения вопросов оказания квалифицированной юридической помощи.

Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи должна быть разработана в рамках программы "Юстиция". Поэтому привлечение к этой работе со стороны ФПА членов ОКЮР представляется закономерным. Минюст России также заинтересован во мнении корпоративных юристов.

Юрий Пилипенко, открывая заседание, отметил, что адвокатам необходимо посоветоваться с юристами корпораций, как наилучшим образом реформировать адвокатский корпус, предложив юридическим консультантам стать адвокатами, при этом повысив качество и стандарты оказания юридических услуг.

Члены ОКЮР - Руслан Ибрагимов ( МТС), Игорь Майданник ( Роснефть), Анна Серебряникова ( Мегафон), Екатерина Аникина ( Юникредит) в целом поддержали идею регулирования рынка юруслуг.

Однако обратили внимание на вопросы, которые возникнут в связи с приёмом в адвокатуру бывших юристов компаний, расчётом стажа для приёма в адвокатуру, названием должностей и т.п.

Руслан Ибрагимов напомнил, что знаменитое решение КС РФ по вопросу адвокатской монополии установило три критерия: 1) определение квалифицированной юридической помощи; 2) обусловленность адвокатской монополии публичным интересам; 3) адвокатская монополия должна быть продиктована конституционно значимыми целями.

Он задал вопрос, а отвечает ли нынешняя инициатива ФПА указанным критериям?

Игорь Майданник указал, что КС РФ в 2004 году по жалобе ТНК-BP отменил изменения в АПК, наделявшее правом судебного представительства только штатных работников предприятий, и предостерёг от поспешных шагов в этом направлении. Он сказал, что не является противником идеи улучшения квалифицированной юридической помощи, однако напомнил, почему они в своё время обратились в КС.

Ведь тогда ВИНКи ( вертикально интегрированные холдинги) были вынуждены оформлять на работу сотрудников своих дочерних компаний, чтобы те могли представлять интересы компании в суде.

Также Игорь предложил обдумать в ряде случаев вопрос о совмещении статуса адвоката и юриста компании, обратил внимание на странность института приостановления статуса адвоката.

Указал на ряд изменений законов, которые потребуются в такой реформе, в частности, 223-ФЗ, регулирующего закупки, в том числе и юридических услуг. И, конечно, напомнил о том, что будущая реформа затронет интересны крупных иностранных юридических фирм.

Анна Серебряникова ( Мегафон) назвала целью регулирования юридической помощи повышение качества юридической профессии. По мнению главного юриста Мегафона, эту концепцию нужно строить в 2 этапа:

1) Ввести квалификационный экзамен для юристов и не "привязывать" адвокатов к определённой коллегии;

2) Адвокаты должны улучшить свою работу над созданием состязательности процесса. Ведь юристы корпораций много сделали для повышения качества гражданского процесса.

Анна отметила, что для мировых судов введение адвокатской монополии ей представляется необязательным.

Свои опасения высказали и вице-президенты и главные юристы компаний: Александр Краснов ( Мираторг), Алексей Никифоров ( Сибур). Их поддержали Натела Цуцкиридзе ( JTI), Валентина Епифанова ( YIT), Михаил Иржевский ( Ростелеком), Ольга Пахутко ( Промсвязьбанк), Ольга Войтович ( Интеррос), Сергей Завьялов ( Банк Москвы).

Представители ФПА выразили удовлетворение начавшимся диалогом и надеждой, что детали будут обсуждены в ходе рабочих встреч.

М.С. Палеев ( ГПУ Президента), один из авторов Закона об адвокатуре, а также УК и УПК, напомнил о Маракешских соглашениях в связи с вступлением России в ВТО, которые обязали привести российские законы в соответствие с международными стандартами.

При этом нужно учитывать постановление КС от 2002 года об отмене исключительного судебного представительства юристов организаций. А вот статус адвоката, и только он, позволяет представлять интересы в суде, при этом, по мнению М.С. Палеева, адвокат не может быть корпоративным юристом.

А.А. Клишас, председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, отметил, что " работать нужно с понятием "адвокат". От грамотного определения статуса адвоката зависит правильное решение. Он также подчеркнул, что уровень знаний юристов корпораций в сфере корпоративного законодательства намного выше, чем у адвокатов.

Неожиданную черту дискуссии подвёл Генри Резник. Он сказал, что его позиция остаётся неизменной долгие годы: квалифицированная юридическая помощь должна отвечать трём критериям: допуск к профессии, профессиональные стандарты и контроль самоуправляемой организации.

"Адвокатура и предпринимательство не совместны", отрезал Резник.

А желающие стать адвокатами, по мнению Генри Марковича, должны знать Закон об адвокатуре и этический кодекс. Это всё. Никаких сложных экзаменов.

Мы продолжим обсуждение этой проблемы вместе с ФПА.

Благодарим за фотографии Екатерину Горбунову

/ "Новая адвокатская газета".

Подписаться на обновление блога автора








Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

 

©2009-2024, Объединение Корпоративных Юристов
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб

RSS
Контакты

Вход для членов ОКЮР, получить пароль
Вход для пользователей блогов