31 мая 2013 | 14:50
БУМАГА ПРОСИТСЯ К ПЕРУ, ПЕРО К БУМАГЕ. МИНУТА, И СЛОВА СВОБОДНО ПОТЕКУТ
На поэтический лад настроил меня увиденный вчера в Большом театре балет "Анюта" на музыку Валерия Гаврилина.
Воспитанная на классике Мариинского театра: "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Баядерка", "Дон Кихот", ожидала увидеть я приятный современный балет. Тем более, что постановка Алексея Ратманского балета "Светлый ручей" на музыку Д.Шостаковича в Большом театре мне очень понравилась.
Однако вчерашнее зрелище, именно зрелище, превзошло все мои ожидания! Сюжет рассказа А.Чехова "Анна на шее", выбранный В. Васильевым для либретто, известен: чтобы поправить дела, обедневший отец выдаёт замуж красавицу дочь за престарелого начальника канцелярии, а тот мечтает получить орден Святой Анны и готов ради этого закрыть глаза на роман молодой жены со своим шефом. В обмен на это он ожидает от шефа орден и в результате получает "Анну на шею". А бедный отец с двумя маленькими сыновьями окончательно забыт своей любимой дочерью.
Из чего складывается впечатление от спектакля?
Начнём с декораций. Живописная смена картин: вот русский городок с церквами и лавками, разносчики бубликов, цыганки, канцеляристы и прочие. Летние платья сменяются зимними нарядами, костюмы замечательные отражают конец 19-го века, ни у кого не повторяются. Зимой идёт снег, и ты веришь, что стало скользко и нужно ходить/танцевать осторожно по покрытой ледяной корочкой земле.
Музыка состоит из мелодий лёгких и непринуждённых, которые ты уже слышал и любишь, но не знал, что они из этого балета. До сих пор в ушах звучат мелодичные вальсы и польки бала в Дворянском собрании.
Исполнители главных ролей - молодая жена Анюта и её престарелый муж Модест Алексеевич - заслуженные артисты России Марианна Рыжкина и Генадий Янин создали подлинные образы позапрошлого века. Особенно поразил меня Геннадий Янин. Я уже успела оценить его в образе Квазимодо в "Эсмеральде", где их дуэт с Натальей Осиповой потряс публику.
Здесь же с первых минут появления на сцене этого молодого красивого человека в образе 70-летнего завканцелярией эмоции захлестнули зал. Пересказать словами его выражения глаз, ужимки, прыжки, сопровождающие ухаживание за Анютой, затем восторг от брака с ней, далее попытки старого мужа задобрить подарками молодую жену, и, наконец, его готовность отдать жену начальнику за " Анну на шею", невозможно, нужно видеть и наслаждаться увиденным.
А танец радости от получения ордена, когда хитрый старик, как мальчишка, пускается впляс, постоянно ощупывая свой орден, не веря, что получил его, хочется смотреть снова и снова.
И другие исполнители были достойны двух солистов. Мы все прожили кусочек старой жизни, окунулись в Россию прежних времён и поняли, что люди не изменились с тех пор. Что такие ценности, как доброта, верность, любовь, уважение к личности, и тогда ценились, а раболепие, презрение, измена, отсутствие чувства долга порицались.
Балет тронул меня до глубины души.
Незадолго до этого смотрела в Мариинском театре "Анну Каренину" Р. Щедрина с "божественной" Ульяной Лопаткиной в главной партии. К моему огорчению, "не зацепил" меня этот балет и сама героиня оставила равнодушной. Хотелось бы услышать Ваши впечатления, если Вы его видели.
На Петербургском Международном Юридическом Форуме посчастливилось увидеть балеты "Блудный сын" Прокофьева и "Весну Священную" И. Стравинского в постановке Саши Вальц. Понимая, что это сложные для восприятия балеты, особенно "Весна Священная", всё же ожидаешь просветления души и растворения в увиденном. Не произошло. Была радость нахождения на открытой в начале мая новой сцене Мариинского театра, удовольствие от встречи с друзьями, но желаемого эстетического удовольствия не получила. Хотя "Блудный сын" одним сюжетом пронизывает как иглой.
А что Вас из увиденного и услышанного заставило трепетать?:)
Калятин Виталий
18 июня 2013 | 22:31
Да, должен сказать, что данная постановка "Весны Священной" у меня нашла отклик максимум процентов на 30. Конечно, интересно, но мне кажется, главная идея Стравинского оказалась потерянной...